+7 (495) 725-85-40
/ носить ребенка на себе - как? когда? зачем?
Тема: Статьи
Носить ребенка на себе - Как? Когда? Зачем?

Носить ребенка на себе - Как? Когда? Зачем?

Носить ребенка на себе - Как? Когда? Зачем?

В этой статье Вы узнаете, почему ношение ребенка так важно для его правильного психического развития. Вы станете лучше понимать, какие чувства испытывает ребенок, находясь рядом с мамой или папой, и как это важно для недоношенных детей. На вопросы родителей отвечает профессионал в области психологии Анна Князева.

Анна Князева – перинатальный психолог, клинический психолог, преподаватель психологии. Опыт работы в перинатальной сфере — более 20 лет. Мама 7-рых замечательных детей и бабушка двух чудесных внуков.


Не делайте из ношения культа!

 Начнем с того, что носить ребенка на себе полезно с первого дня!

 Но хочу подчеркнуть, я не приверженец какой-либо одной переноски или вида переносок. Я особенно против «пугалок», которые бродят в некоторых слинго-сообществах: «Если Вы не носите малыша на себе, то он будет плохо развиваться, Вы своими руками травмируете ребенку психику на всю жизнь!» Это не так. У меня есть знакомая многодетная мама, у которой большие проблемы со спиной. Она вырастила 5 детей, пользуясь только коляской, кроваткой и своими руками. Все дети здоровые, общительные, у мамы с ними отличный контакт.

 В то же время я видела крайние степени слинго-мам, которые носили малыша только в слинге, при этом не обращали на него внимания, занимая себя общением в интернете, какими-то своими занятиями. И действительно их малыши не желали «вылезать из слинга», не желали заканчивать грудное вскармливание, потому что слинг и грудь остались единственным способом контакта с мамой, единственная возможность обратить на себя ее внимание.

 Пожалуйста, помните, слинг облегчает контакт с родителем, но не заменяет его!

 Первые дни и недели после рождения: создаем чувство защищенности

 Конечно, каждый малыш индивидуален, у каждого могут быть свои особенности развития, здоровья и характера. Тем не менее все дети проходят через несколько схожих основных этапов.

 Первый важный этап – это появление «Комплекса оживления», когда малыш восстановился после родового стресса и начинает реагировать на близких ему людей, улыбаться, отзываться на голос. Между сном и кормлением возникают периоды бодрствования (сначала краткие), когда он готов общаться с близкими людьми и исследовать окружающий мир. Этот этап может проявиться буквально через 3-4 дня после родов, а может и через 3-4 месяца, особенно, если малыш родился недоношенным или какое-то время провел в больнице.

 До появления комплекса оживления и в сам этот период очень важно как можно больше носить малыша, поддерживать тактильный контакт (и грудное вскармливание или искусственное с имитацией грудного), т.к. для новорожденного это – основной способ почувствовать себя защищенным, начать взаимодействовать с миром. Мама (родитель) рядом – значит все хорошо, малыш спокоен.

 Если маленькому не хватает тактильного контакта – это может привести к задержке в развитии и даже младенческой депрессии. Да, даже у таких маленьких детей может быть депрессия! В их случае она проявляется в отсутствии желания кушать, а еще в том, что комплекс оживления появляется сильно позже. Малыш не интересуется окружающим миром, его взгляд отстранен и повернут в себя.

 Если же тактильный контакт налажен и малыш здоров, то начинают появляться сначала краткие, а потом все более длительные периоды бодрствования. Ребенок проснулся, покушал, он спокоен, защищен и может начать интересоваться окружающим миром, шевелить ручками, ножками, разглядывать все вокруг, реагировать на прикосновение или голос близких.

 В это время позвоночник ребенка еще слишком слаб для вертикального положения, поэтому носить малыша можно только лежа или полулежа. Даже лучше полулежа, особенно если малыш часто срыгивает или у него повышенное внутричерепное давление. В этот начальный самый нежный период могут пригодиться слинги с кольцами, рюкзаки, в которых есть положение лежа, слинг-шарфы с намоткой в положении лежа.

 Если ребенок родился недоношенным, то носить его на себе особенно важно и полезно, тело родителя согреет, даст ощущение защищенности, скорее «разбудит» малыша к жизни!

С двух месяцев и до полугода: изучаем окружающий мир

 После появления комплекса оживления (неделя – 3-4 месяца со дня рождения) и до кризиса 1 года (с 9 мес. и до 1,5 лет) начинается следующий этап: этап эмоционального общения с близкими людьми. Здесь важен и телесный контакт, и взгляд, и голос. Мы общаемся с малышом, трогаем его, разговариваем, поем песенки и потешки, показываем что-то, играем вместе с ним. Период бодрствования увеличивается, малыш активно рассматривает, пытается трогать, общаться. Смеясь, мы называем малышей этого возраста «торчками» - они все время пытаются подняться, «торчать», изучая окружающий мир.

 Примерно с 2 мес. до 6-8 месяцев малыш еще не может сам передвигаться, но потребность активного исследования мира уже есть. Стандартным образом это происходит так: малыш проснулся, покушал и, если у него не болит животик, он спокоен и бодрствует, исследуя мир. Этот период может длиться от 15 минут до полутора часов. Именно в этот момент малыш не захочет сидеть лицом к маме, а потребует повернуть его лицом к миру. Потом наступает фаза затишья (от 1 до 15 минут), когда активность малыша спадает, он еще не капризничает, но взгляд его неактивен, словно повернут внутрь себя. Это – идеальное время, чтобы уложить его спать. Именно в этот момент можно повернуть его к себе, начать укачивать, укрыть от внешнего мира. Если малыш останется лицом к миру, она начнет капризничать, будет гневно или раздраженно дрыгать ручками-ножками. Наступает перевозбуждение. Перевозбужденному ребенку будет сложно успокоиться и заснуть. Если внимательно прислушиваться к ребенку, можно поймать этот момент и отследить, когда пора разворачивать малыша к себе и дать ему отдохнуть.

 Конечно, есть легковозбудимые дети, которым этот опыт «лицом к миру» и вовсе нежелателен. У них перевозбуждение наступает очень быстро, обычно мамы таких малышей знают и оберегают своих чад от лишних впечатлений.

 Какой переноской пользоваться в этот период? Как видите, все зависит от особенностей Вашего малыша и, что не менее важно, от особенностей Вашей семьи.

В слинг-шарфе очень хорошо пестовать легковозбудимых, тревожных или недоношенных малышей. Слинг-шарф дает максимально близкий контакт малыша и мамы, он идеально распределяет вес ребенка по спине, плечам и бедрам мамы. В тоже время, если малыш заснул, Вам будет очень сложно размотать шарф и положить малыша, не разбудив его.

 Широко разрекламированная М-позиция малыша несомненно полезна особенно малышам с дисплазией, если Вы носите малыша часами (более двух часов в день). Если Вы используете одновременно разные способы перемещения с малышом: автокресло, коляска, слинг/рюкзак, и носите малыша не более 2 часов непрерывно, то М-позиция не так принципиальна, главное – широкое сидение и поддержка спинки ребенка (плотное прилегание или жесткая спинка).

 Если Вы не собираетесь носить малыша часами, а вынуждены перекладывать его в автокресло/коляску/кроватку, то гораздо удобней рюкзак (слинг-рюкзак с положением лицом вперед или кенгуру) или слинг с кольцами, когда Вы можете относительно быстро положить малыша туда и аккуратно, не разбудив, снять.

 Еще раз повторюсь, положение лицом вперед в целом важно и полезно для развития малыша. Вы можете носить Вашего ребенка в шарфе на бедре или в рюкзаке лицом вперед, это могут быть 5 минут или полтора часа – но дайте Вашему ребенку возможность смотреть вокруг, покажите ему мир, порадуйтесь вместе с ним его открытиям!

 После полугода: нужна свобода маневра

 После полугода малыша начинают активно трогать все вокруг, хватают, суют в рот. В этом возрасте им нужны свободные ручки, чтобы хватать игрушку, играть с мамиными бусами, грызть баранку и т.д. На первый план выходят те намотки шарфов, которые оставляют ручки свободными, зачастую мамы и особенно папы переходят на слинг-рюкзаки или кенгуру.

В зависимости от особенностей развития Вашего малыша, от Вашего уклада жизни подойдут разные решения. Вот всего несколько примеров:

 Летом гораздо проще валяться с малышом на коврике в тени деревьев, в тоже время зимой Вы будете больше ходить и тут слинг-шарф или рюкзак вместе со слинго-курткой станут для Вас бесценными помощниками!

 Если Вы гуляете с коляской и время от времени берете малыша на руки, то удобнее носить с собой рюкзак или слинг с кольцами. Вы можете быстро устроить малыша в переноске и нести на себе, а потом также быстро и осторожно переложить в коляску.

Некоторые дети испытывают что-то вроде клаустрофобии в шарфе и слинге с кольцами, им важно видеть все вокруг и свободно шевелить ручками и ножками. Не бойтесь пробовать разные варианты и оставить те, которые подходят лично Вам и Вашему малышу!

 Если Ваш малыш не страдает дисплазией тазобедренных суставов, если Вы не носите его в переносках более 2 часов непрерывно, то не так важно, слинг это или рюкзак. На первый план выходят другие факторы: выдерживает ли Ваша спина эту нагрузку, удобно ли распределяет вес малыша по спине, как часто Вы перекладываете малыша и т.д. Да и рюкзак тоже желательно протестировать перед покупкой. Например, если в рюкзаке только плечевые лямки без пояса, то весь вес малыша придется на Ваши плечи, не факт, что шея и грудной отдел позвоночника выдержат эту нагрузку.

 После года: «подхватываем» по необходимости

Ближе к году вес ребенка становится ощутимым, он начинает ходить своими ножками , и ситуация с ношением опять меняется. Носить годоваса часами тяжело физически, не каждая мама это потянет, да и папа тоже. Чаще всего, таких тяжеловесов носят за спиной (это легче). Кроме того, малыш активно осваивает мир, он ползает, ходит, уже носит свои первые ботиночки, быстро устает и просится на ручки. Т.е. Вы все время то берете его на ручки, то отпускаете «в мир», ботиночки мажут Вашу одежду, а снимать/одевать обувь еще более хлопотно.

 Поэтому если Вы идете с малышом далеко (в поход, в лес, длительные прогулки и экскурсии), то Вам скорее всего понадобится рюкзак типа туристического, возможно даже с маленькими колесиками, чтобы Вы могли провезти малыша, как в коляске. Еще один хороший выход – хипсит. Когда я растила своих детей (их у меня семеро), хипситов не было. Но вот у меня появились внуки и в прошлом году мы опробовали хипсит со старшим внуком на отдыхе в Болгарии. Мы ходили на пляж, гуляли по городу, полуторагодовалый внук был с нами, где-то ходил сам, где-то мы несли его на себе, сажая на хипсит. В хипсите ножки сильно разведены в стороны и обувь не пачкает одежду. Пояс переносит вес тела ребенка на бедра, а сиденье позволяет не перекашивать позвоночник. Очень удобно – можно одним движением посадить уставшего ребенка на сиденье и идти дальше или «спустить вниз» побегать.

 Насколько нужна и полезна переноска после двух-трех лет? Обычно в ней уже нет большой надобности. К двум-трем годам начинается сепарация ребенка от матери, он все больше бегает вокруг и все меньше сидит на руках (редко больше часа). Даже в магазине проще посадить малыша на тележку, чем сажать добрые 15-20 кг «живого веса» на свою спину.

 Впрочем, все индивидуально. Я знаю, одну маму девочки-инвалида, для которой хипсит очень долго был настоящим подспорьем. Девочка очень плохо ходила, но ходить, укреплять ножки было жизненно необходимо. Мама носила хипсит, и они долго гуляли то «пешком», то «на ручках».

 Переноска – это способ, а не самоцель

 В заключение хочу сказать: пользуйтесь, пробуйте разные способы ношения, но не делайте из этого религию, и главное - не заслоняйтесь переноской от ребенка! Переноска – это инструмент, чтобы быть рядом с Вашим малышом, вместе с ним открывать мир, насладиться этим в сущности коротким периодом наиболее тесной близости со своим ребенком!


								
							

Вам могут понравиться:

ОНЛАЙН-КОНСУЛЬТАЦИЯ
ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ
С НОШЕНИЕМ МАЛЫША

Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*